Наука доказала, что саркастичные люди в основном лучшие люди в офисе. Это заняло достаточно времени. Эта статья для тех, кому сказали, что им нужно смягчить сарказм, наука, наконец, на вашей стороне. Новые исследования ученых Колумбийской бизнес-школы, Гарвардского университета и Европейской Бизнес-школы INSEAD показывают, что сарказм может принести пользу всем на рабочем месте, стимулируя творчество.
Чтобы поддержать идею о том, что саркастичные люди не заменимы во время мозгового штурма, ученые провели над участниками несколько экспериментов. В одном они разделили участников на три группы: в первой участники либо давали, либо получали саркастические замечания, во второй участники давали и получали искренние замечания, а третьей была контрольная группа с нейтральным разговором. После каждого смоделированного диалога участникам предлагалось связать слова вместе это одна из наиболее широко используемых творческих задач в исследованиях. Им дали три слова «манеры, раунд и теннис» и попросили придумать слово, связывающее эти три (в данном случае, «стол»).
В другом эксперименте участников попросили вспомнить события, касающиеся сарказма или искренности, а затем они столкнулись с проблемой «свечи Дункера», где им нужно было выяснить, как прикрепить свечу к стене, используя только свечу, пачку спичек и коробку гвоздей. В каждом эксперименте ученые видели общую тенденцию: те, кто сталкивался с сарказмом перед заданиями, были более креативными. Это справедливо независимо от того, говорили ли участники о сарказме или говорили с сарказмом.
Чтобы воспроизвести или понять сарказм, как говорящие с сарказмом, так и слушающие саркастическое выражение должны справиться с психологическим диссонансом, поняв и буквальное и фактическое значения данного способа выражения мыслей. Этот процесс обозначает способностью к абстракции и активизирует ее. А способность к абстракции неотъемлемая часть творческого мышления.
Справедливости ради, исследователи также установили, что использование сарказма породило некоторый конфликт между несколькими участниками исследования. Но они увидели кое-что интересное: при наличии доверия, сарказм не становился стимулом для конфликтной ситуации.
В предыдущих исследованиях, по большей части, предполагалось, что сарказм — это помеха для продуктивной коммуникации, потому что он может восприниматься как выражение высокомерия. Теперь же, доказано, что проявление сарказма между людьми, демонстрирующими доверительные отношения, не порождает отторжение.
Осталось чтобы кто-нибудь разработал шрифт для сарказма, чтобы творческие люди могли отправлять электронные письма, не беспокоясь о неправильной интерпретации.